История училища
Чебоксарское художественное училище было основано 1934 году. За годы своего существования училище стало кузницей профессиональных художников Чувашии.
Свои истоки училище берет в г. Алатырь, где по постановлению Совета Народных Комисаров Чувашской АССР 28 июля 1934 г. было организовано граверное отделение школы ФЗУ при Алатырской типографии. Бурный рост издательского дела в Чувашии требовал подготовки квалифицированных художников-графиков. Организация и руководство школой были поручены прекрасному граверу - выпускнику Строгановского художественного училища Федору Семеновичу Быкову. В короткий срок под его руководством граверное дело достигает высокого профессионального уровня. Первыми педагогами школы стали замечательные графики, выпускники Казанской школы А.М. Тагаев-Сурбан, В.Д. Воронов, А.Ф. Мясников, Н.А. Каменьщиков.
В 1936 году школа была преобразована в художественно-граверное училище, в 1938 - Комитет по делам искусств СНК СССР утвердил новый профиль училища - подготовка художников-графиков для издательств и художников-педагогов для средних школ, и в этом же году состоялся первый выпуск 12 художников-графиков.
С ростом потребности в профессиональных художественных кадрах в различных сферах искусства, становится очевидным, что удаленность училища от центра экономической и культурной жизни республики не способствует решению назревшей проблемы. В 1940 г. на основании приказа ВКИ при СНК СССР Алатырское художественно-граверное училище было переведено в столицу Чувашии г. Чебоксары и преобразовано в Чувашское государственное художественное училище с пятилетним сроком обучения, а с 1948 года в Чебоксарское художественное училище. С тех пор училище находиться в исторической части Чебоксар, на берегу Волги, в старинном особняке - памятнике архитектуры XVIII века, доме купца Соловцова.
В становлении училища в Чебоксарах значительную роль сыграли такие художники-педагоги как Моисей Спиридонов, Никита Сверчков, Иван Григорьев. Уже в послевоенный период плеяда педагогов пополнилась выпускниками ведущих художественных вузов страны: А.М. Спиридонова, П.Г. Григорьева-Савушкина, Р.М. Ермолаева, В.С. Гурин, Е.Е. Бургулов, М.Ф. Харитонов, О.И. Филиппов, которые создали училищу высокий авторитет, как одного из лучших в России.
В 1963 году было открыто художественно-оформительское отделение (с 1994 г. графический и средовой дизайн). В 1983 – осуществлен первый прием по специальности "художественная обработка дерева". В 1992 году была открыта специальность «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» со специализацией «художественная керамика», дополненная в 1995 г. специализацией «художественная роспись». В 1998 г. открылась новая специальность «Театрально-декорационное искусство» со специализацией «художественно-костюмерное оформление спектакля».
Ф.С. Быков и Алатырская граверная школа
Федор Семенович Быков – первый директор и преподаватель гравюры Алатырской художественно-граверной школы (ныне Чебоксарское художественное училище). Помимо педагогической деятельности, Федор Семенович активно работал в книжной графике, получившей высокую оценку на всесоюзных выставках в Москве. Так за гравирование рисунков Б.А. Дехтерева к «Детству» М. Горького в 1946 году художник был награжден почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР «за успехи, достигнутые в издании книг для детей». Не менее высокую оценку получили его ксилографии к «Горному венцу» П. Негоша – в 1956 году он был удостоен диплома Всесоюзной выставки книги, графики и плаката «за высокое качество гравюр». Помимо книжной графики в технике ксилографии художником были выполнены портреты поэтов, писателей, полководцев, путешественников и политических деятелей того времени, а также городские и сельские пейзажи, сюжетно-тематические композиции.
Даты жизни и творчества Родился 1 (13) февраля 1885 г. в с. Кувакино.
1892 – ученик в мебельной мастерской.
1892 – 1898 – посещение воскресных классов рисования.
1898 – окончил городское училище в г. Москва.
1898 – 1903 – учеба в натурном классе Строгановского художественно-промышленного училища и практическое обучение в граверной мастерской И.А. Анофриева.
1903 – 1905 – работа на фабрике Никольского и в мастерской Герке.
1905 – 1906 – работа в вольной артели граверов, организованной московскими художниками-граверами.
1906 – 1910 – переезд в Казань. Работа в типографиях Харитонова, Ключникова, Перова, в татарских издательствах «Гаер» и «Маариф».
1911 – возвращение в Москву. Художник-гравер в издательствах Ступина и Сытина.
1914 – мобилизация. Работа чертежником и фотографом на Ижевском оружейном заводе.
1917 – демобилизация и возвращение в с. Кувакино. Работа библиотекарем в Кувакинском Народном доме, организация кружка художественной самодеятельности.
1918 – мобилизация в Красную армию. Работа в топографическом отделе и журнале «Военная мысль» при штабе Восточного фронта.
1922 – 1924 - демобилизация и отъезд в Москву. Преподаватель граверного дела на графическом отделении Всероссийского пролеткульта, сотрудничество в Государственном художественном издательстве и газете «Известия».
1925 – 1929 – переезд в Казань. Работа художником-гравером в редакции газеты «Красная Татария», преподавателем гравюры в Казанском художественно-педагогическом техникуме.
1929 – 1932 – переезд в Москву. Работа в издательстве «Литературной энциклопедии» при Коммунистической Академии наук, сотрудничество в Госиздате и редакции «Большой Советской энциклопедии».
1932 – переезд в Алатырь. Работа художником-гравером в районной газете «Ленинский путь» и в газете политотдела МТС «За большевизацию колхозов». Сотрудничество с центральными книжными издательствами.
1934 – 1940 – организатор, первый директор и преподаватель Алатырской художественно-граверной школы (ныне Чебоксарское художественное училище).
1940 – 1945 – сотрудничество со столичными издательствами, работа по договорам Всекохудожника.
1945 – переезд в г. Раменское Московской области. Работа в Гослитиздате, Детгизе. Умер 10 октября 1966 г.
История создания и первых лет работы Чебоксарского художественного училища, преобразованного из Алатырской художественно-граверной школы, неразрывно связана с именем выдающегося Художника и Педагога Федора Семеновича Быкова.
76 лет назад, 28 июля 1934 года, Совет Народных Комиссаров Чувашской АССР принял постановление «Об организации граверного отделения школы ФЗУ при Алатырской типографии». Это было первое учебное заведение подобного рода не только в нашей республике, но и во всей стране. И, безусловно, вопрос о его создании не был бы решен, если бы в Чувашии не было Федора Семеновича Быкова. Талантливому художнику-граверу, ранее уже преподававшему на графическом отделении Всероссийского Пролеткульта в Москве, предложили организовать и возглавить вновь создаваемое граверное отделение.
Только благодаря энтузиазму и самоотверженности Федора Семеновича граверное отделение, существовавшее вначале лишь на бумаге, обрело зримое материальное воплощение. Он занимался поиском и оборудованием помещения для школы, приобретал за свой счет необходимые инструменты, краски, карандаши, бумагу, деревянные пластины из пальмового дерева для ксилографии и многое другое. В своей статье Н.А. Ургалкина говорит о том, что «Граверная школа стала для него кровным детищем, а учеников он любил, пожалуй, не меньше, чем собственных детей».
История создания и первых лет работы Чебоксарского художественного училища, преобразованного из Алатырской художественно-граверной школы, неразрывно связана с именем выдающегося Художника и Педагога Федора Семеновича Быкова.
Во вновь созданном учебном заведении не было учебников, книг и наглядных пособий, а Наркомат просвещения выделял средства лишь на оплату труда преподавателей и стипендии ученикам. И тогда Быков обратился за помощью в учреждения и предприятия города (шефскую помощь оказали Паровозоремонтный завод, районная типография и редакция газеты), а во время очередной поездки в Москву Федор Семенович рассказал о школе, ее задачах и проблемах столичным художникам. Самое хорошее впечатление произвели и привезенные им работы учащихся. В письме заслуженного деятеля искусств Д.С. Моора говорится: «Те работы, которые мне были показаны Вами, заставляют меня сказать Вам несколько слов, во-первых, радости за сам молодежный человеческий материал, который дает возможность в некоторых из них угадывать очень способных художников, а во-вторых, удовлетворения и гордости потому, что начато такое культурное дело, как Ваша школа». Вместе с письмом были получены учебники, наглядные пособия и рисунки Староносова, Ротова и Моора, возможно, предполагает Н.А. Ургалкина, тогда же были присланы этюды И. Грабаря, Н. Поманского и рисунки Ф. Эллиса. Далее она пишет: «Ф.С. Быков стремился к тому, чтобы его воспитанники учились рисунку и гравюре на оригиналах первоклассных художников-графиков. Присланные москвичами графические листы, книги, альбомы, репродукций вместе с работами самого Быкова были теми высокими образцами, на которые учащиеся стремились равняться…». И усилия Федора Семеновича не прошли даром. Уже на юбилейной выставке к 15-летию Чувашской автономии были представлены работы учащихся художественно-граверной школы, свидетельствующие о таланте будущих художников.
В 1936 году Алатырскую художественно-граверную школу переименовали в художественно-граверное училище и включили в сеть учебных заведений Управления по делам искусства при Совете Народных Комиссаров ЧАССР. В январе 1941 года училище было переведено в Чебоксары, графическое отделение ликвидировано, а Федор Семенович был вынужден проститься с «делом рук своих».
За семь лет художественно-граверную школу в Алатыре окончили 45 человек. В числе воспитанников училища этого времени одни из лучших художников Чувашии – Розалия Ермолаева, Николай Овчинников, Петр Сизов и другие.
«Гравюра нас всех захватила с первого урока. Награвировал, отпечатал и – пожалуйста, готово, как картинка из настоящей книги! Это казалось чудом, чудом, который каждый из нас сможет делать. Непостижимым образом Федор Семенович возбуждал интерес к гравюре, желание овладеть мастерством гравирования, видимо, в этом, в первую очередь, проявлялся педагогический талант художника. Он умел вызвать хорошее соревнование между учащимися. Все работали так, чтобы заслужить его одобрение, но хвалил он очень скупо, может быть, поэтому каждая похвала и была великой наградой за наше самоотверженное старание». Из беседы Н.А. Ургалкиной и Н.И. Боровой.
«Натюрморты для ксилографии Федор Семенович ставил специально. Помню первые постановки: ткань и бумажный свиток, плетеная корзина и глиняный кувшин. Позже рисовали с гипсов, потом живая натура. Интерес к гравюре был общий, бывало, все четыре часа никто не выходил на перемену – не хочется отрываться!». Из беседы Н.А. Ургалкиной и С.П. Осокиной..
«… существование в городе Алатыре такой школы, как руководимая Вами, и методы Вашей работы, которые в очень короткий срок дали чрезвычайно большие результаты, доставляют мне, как советскому художнику, большую радость. Желаю Вашему детищу развития, а Вам сил и уверенности в том, что Вы делаете большое культурное дело». Из письма.(Д.С. Моора к Ф.С. Быкову).
«В беседах с автором статьи (Н.А. Ургалкиной – В.Б.) художественный редактор издательства «Художественная литература» Л.Ф. Калитовская говорила, что нередко Быкову отдавали гравировать те или иные иллюстрации для того, чтобы спасти не совсем удачный оригинал, ибо Федор Семенович, даже используя слабый оригинал, умел нарезать высокохудожественную гравюру. А известный советский график Д.С. Бисти утверждает, что Федор Семенович был гравером-творцом и зачастую подправлял автора рисунков, делая его художником более высокого класса». Цитируется по Н.А. Ургалкина «Федор Семенович Быков. 1885 – 1966».
Каталог выставки. Чебоксары. 1988..
Чебоксарское художественное училище благодарит хранителя графики Чувашского государственного художественного музея В.Э. Боброву за предоставленные материалы и помощь в подготовке раздела.